«Списки желаний»
«Хочу еще! Еще! Еще!» — часто наши дети обращаются с нами именно так. Не все желания ребенка должны исполняться, хотя современные родители уверенны в том, что они призваны исполнять любое желание собственного чада, причем исполнять незамедлительно.
Во–первых, уважаемые родители, желания ваших детей могут исполняться вами ЗАМЕДЛИТЕЛЬНО, то есть не сразу, не в мгновение ока, не молниеносно. Кстати сказать, такое отдаление, оттягивание во времени исполнения желания делает желаемое более ценным. Ведь ребенок хотел, просил, надеялся и ждал. Поэтому, получая желаемое, он будет больше его ценить.
Родительское же мгновенное исполнение желания ребенка обесценивает само желание и вообще рискует остаться не замеченным, и не оценённым вашим чадом. «Ну, исполнили вы моё желание, а я уже другое что-то хочу!».
Во-вторых, родителям вовсе не обязательно вообще исполнять ВСЕ желания ребенка. Более тог, родители ПРОСТО ОБЯЗАНЫ НЕ ИСПОЛНЯТЬ хотя бы некоторые желания своих детей. Ведь в жизни, уважаемые взрослые, далеко не всегда все наши желания исполняются.
Часто взрослые исполняют желания детей, чтобы те не расстроились от отказа, не почувствовали себя несчастными. Родители в данном случае путают две вещи:
1) защитить ребенка от опасности, боли, переживаний, связанных с безопасностью жизни, и
2) оградить ребенка от всех возможных переживаний, связанных, к примеру, с неполучением желаемого лакомства или баловства. Да, не получив того, чего ему хочется, ребенок, возможно, будет переживать и расстраиваться какое-то время.
Но! Переживания и страдания, не представляющие угрозу жизни, здоровью и безопасности, нужны растущей личности. Именно они закаляют человека, помогая ему взрослеть.
Если ребенок заказывает вам что-то конкретное в качестве подарка, то лучше ОТТЯГИВАТЬ ИСПОЛНЕНИЯ ЖЕЛАНИЯ во времени. «Ты хочешь новый велосипед? Хорошо, ты его получишь через шесть месяцев. А пока деньги на велосипед копить будем, сделаем копилочку». Или так: «Ты хочешь новую игрушку? Ладно, она у тебя будет, но к новому году».
Чем дольше ребенок ждал желаемого, тем более оно будет для него ценно. Ведь если это не было настоящим желанием, а лишь мгновенным импульсом («Хочу вот это!»), то ребенок может за период ожидания об этом забыть. Значит, это ему совсем и не нужно было и не очень-то и хотелось.
Предлагаю учить детей тому, что не все желания в жизни исполняются, а также ценить те желания, которые исполнились в игровой форме. Давайте, уважаемые взрослые, всей семьей играть в воспитательную игру «Списки желаний».
Ребенок, скажем, просит у мамы новую игру. Но она не торопится ее покупать. Она говорит: внеси название игры в «список новогодних желаний», или в «список желаний к дню рождения». Через некоторое время ребенку опять захотелось, но теперь уже чего-то другого. И снова взрослые предлагают ему внести желаемое в заветный список. А список этот будет составляться несколько месяцев…
Кстати, ребенок вполне может передумать, расхотеть получить в подарок что-то и внести в составляемый список вместо вычеркнутого наименования что-то другое. И это – просто замечательно. У растущего человека есть время подумать и неспешно оценить собственные желания.
А ведь дети часто высказывают свои желания на сиюминутной эмоции. Увидел в витрине красивую коробку – и тут же: «Хочу вот это!» Кстати, список желаемого родители могут ограничить. Пусть в нем будет, скажем, пять пунктов и не более того – по количеству родственников и друзей, чей приход ожидаем на праздник. В таком случае ребенку приходится несколько месяцев до праздника вдумчиво выбирать, что именно он хочет получить в качестве подарков. (Кстати сказать, можно в списке оставить 1-2 пункта (из десяти) под названием «сюрприз». Пусть одариватели сами придумают, что купить.)
Играя в воспитательную игру «Список желаний», можно вместе с ребенком приобрести красивый блокнот и там составлять заветные списки. Списки можно иллюстрировать рисунками. А можно приобрести большой лист ватмана и на нем вести список желаний, вывесив его в комнате у ребенка и сопровождая каждый пункт приклеенной картинкой или наклейкой.
Список можно корректировать и даже переписывать (переделывать) несколько раз, ожидая праздника. Но когда список окончательно готов, его показывают родственникам и всем приглашенным на праздник, а те решают, кто что подарит ребенку. После того как вручение подарков состоялось, ребенку до следующего праздника опять не будут тут же покапать все, что ему захочется.
По – моему. Это очень хорошая, с точки зрения педагогики, традиция. Попробуйте ею воспользоваться, дорогие родители! Ведь детские желания в отношении подарков требуют НЕПРЕМЕННОГО УПОРЯДОЧИВАНИЯ со стороны взрослых. Просто нельзя, немыслимо, невозможно покупать и дарить детям все, что они захотят и когда они этого пожелают. Так и давайте, уважаемые взрослые, внесем в беспорядочность детских желаний (что вполне естественно для детей) некоторую взрослую упорядоченность (что должно быть естественно для мудрых взрослых!).
Подготовила педагог – психолог: Ольга Владимировна Ярема