Сборник игр
В данном сборнике представлены игры, направленные на формирование уверенного поведения, повышение самооценки в группе сверстников.
Составили воспитатели: Тимофеева Е.Ф., Кожушко Е.А.
Детская оценка и самооценка формируется только при общении ребенка с другими людьми. Уже первые сознательные активные проявления ребенка получают со стороны окружающих взрослых оценки в виде порицания или ободрения. В дальнейшем, совершая какое-либо действие, ребенок то и дело слышит: «это хорошо», «это плохо», « этого нельзя делать». Вся психическая жизнь ребенка развивается под воздействием оценок окружающих; каждый новый опыт, новое знание, умение, приобретенное ребенком, оценивается окружающими. И скоро ребенок сам начинает искать оценку своих действий, подкрепление правильности или не правильности познаваемой им действительности.
Дети, воспитывающиеся в детском саду, обладают довольно высоким уровнем оценки и самооценки. Это и понятно: их деятельность, их умения, их поступки направляются и организуются педагогом, который объективно оценивает деятельность детей, сравнивает их поступки и умения, на примерах показывая лучшие и худшие образцы, тем самым, воспитывая у детей стремление, сравнивать себя с другими, оценивать.
Конечно оценка воспитателя качеств и умений детей, играет большую роль в формировании детских оценок и самооценок. Однако, нельзя не учитывать и других факторов — оценку ребенка его родными, а также сверстниками.
Дети с высокой самооценкой чувствуют себя в группе увереннее, смелее, активнее проявляют свои интересы, способности, ставят перед собой более высокие цели, чем те, кто при прочих равных условиях занижает самооценку. Однако существует и другая крайность — чрезмерно завышенная самооценка, которая может привести к возникновению высокомерия, агрессивности.
Популярность ребенка в группе, его общая самооценка зависят в первую очередь от успеха, которого он добивается в совместной с детьми деятельности. Поэтому, если обеспечить успех в деятельности малоактивным детям, не пользующимся значительной популярностью среди детей, это может привести к изменению их позиции и стать эффективным средством нормализации их отношений со сверстниками, повысить их самооценку, уверенность в себе. В данной книге представлены игры, направленные на формирование уверенного поведения, повышение самооценки в коллективе сверстников.
ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ УВЕРЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ, ПОВЫШЕНИЕ САМООЦЕНКИ
ЗАЙКИ И СЛОНИКИ (Г. Б. Минина, Е. К. Лютова, 2000)
Возраст. От трех лет.
Цель. Возможность почувствовать себя сильными и смелыми, повышение самооценки.
Инвентарь. Не требуется.
Число участников. Любое.
Участие взрослого. Обязательно.
Содержание. Ведущий произносит: «Ребята, я хочу предложить вам игру, которая называется „Зайки и слоники». Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, что делает заяц, когда чувствует опасность? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки трясутся и т. д.» Дети показывают.
«Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека?» Дети разбегаются по группе, классу, прячутся и т. д. «А что делают зайки, если видят волка?» Педагог играет с детьми в течение нескольких минут.
«А теперь мы с вами будет слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра…» Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашных слонов.
Рекомендации. По окончании упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.
КОНКУРС ХВАСТУНОВ (И. А. Пазухина, 2004)
Возраст участников. От пяти лет.
Цель. Повышение самооценки, развитие эмпатии.
Инвентарь. Не требуется.
Число участников. От трех человек.
Участие взрослого. Обязательно.
Подготовка. Взрослый спрашивает детей, приходилось ли им когда-либо хвастаться. Каждый ребенок может рассказать свою «хвастушку». После чего взрослый предлагает им еще похвастаться, но не совсем обычным способом.
Содержание. Дети сидят в кругу и по очереди хвастаются успехами своего соседа справа: «У меня самый лучший сосед справа — Катя. Она лучше всех умеет бегать, весело смеяться».
Рекомендации. Если у ребенка возникают затруднения, взрослый может либо помочь сам, либо предложить водящему попросить помощи у любого члена группы. Когда конкурс хвастунов закончится (дети скажут что-то хорошее про всех присутствующих), взрослый обсуждает с ними, что было приятнее: слушать, как про тебя говорят хорошие слова, или доставлять радость другому. Можно поговорить о том, трудно ли было вспомнить что-то хорошее о другом, что ребят удивило больше всего в высказываниях.
КОРОЛЬ (Н. Л. Кряжева, 1997)
Возраст. От пяти лет.
Цель. Предоставление возможности на некоторое время оказаться в центре внимания, в роли сильного и уверенного короля, никого при этом не смущая и не обижая.
Инвентарь. Высокий стул для короля. Число участников. От трех человек. Участие взрослого. Желательно,
Подготовка. Ведущий спрашивает детей: «Кто из вас когда-нибудь мечтал стать королем? Какие преимущества получает тот, кто становится королем? А какие неприятности это приносит? Вы знаете, чем добрый король отличается от злого? В этой игре вы можете побыть королем. Не навсегда, конечно, а только на время игры».
Содержание. Один из детей становится королем. Все остальные становятся слугами и должны делать все, что приказывает король. Естественно, король не имеет права отдавать такие приказы, которые могут обидеть других детей, но он может позволить себе многое. Например, чтобы его носили на руках, кланялись, чтобы подавали питье, чтобы слуги были у него на посылках и т. д.
Рекомендации, Пусть со временем каждый ребенок получит возможность побыть королем. Детям надо сказать сразу, что наступит очередь каждого. За одну игру в этой роли могут побыть два-три ребенка. Когда время правления короля закончится, обсудите с детьми полученный опыт. Это поможет следующим королям соизмерять свои желания с внутренними возможностями других детей и войти в историю добрым королем. Наиболее полезна игра для стеснительных и агрессивных детей. Они получают право высказывать все свои желания, не чувствуя неловкости.
ТЫ — ЛЕВ (Н. Л. Кряжева, 1997)
Возраст. От пяти лет.
Цель. Развитие чувства уверенности в себе.
Инвентарь. Не требуется,
Число участников. Любое.
Участие взрослого. Желательно.
Подготовка. Беседа о сильных, могучих зверях. О том, как проявляются их уверенность и сила в позе, поведении.
Содержание. Ведущий произносит: «Закрой глаза, представь льва — царя зверей. Сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого. Он красив и выдержан, горд и свободен. Этого льва зовут как тебя, у него твое имя, твои глаза, твои руки, ноги, тело. Лев — это ты!»
Рекомендации. Если в эту игру играют многократно, перед одним из занятий можно спросить у детей, помогает ли им в жизни это замечательное упражнение.
ВРАСТИ В ЗЕМЛЮ (Н. Л. Кряжева, 1997)
Возраст. От пяти лет.
Цель. Повышение самооценки, предоставление возможности ощутить свою силу.
Инвентарь. Не требуется.
Число участников. Любое.
Участие взрослого. Желательно.
Подготовка. Взрослый вспоминает вместе с детьми героев литературных произведений, фильмов, телепередач, демонстрирующих уверенное поведение. Желательно рассказать о тех преимуществах, которые люди получают благодаря уверенной позиции в жизни.
Содержание. Ведущий произносит: «Попробуй сильносильно надавить пятками на пол, руки сожми в кулачки, крепко стисни зубы. Ты — могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни, и никакие ветры тебе не страшны. Это поза уверенного человека. Запомни свои ощущения в этой позе уверенности».
Рекомендации. На первых этапах взрослый подходит к каждому ребенку, помогая зафиксировать внимание на мышечных ощущениях и на эмоциональном состоянии.
ВОЛШЕБНЫЙ СТУЛ (И. В. Шевцова)
Возраст. От пяти лет.
Цель. Игра способствует повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.
Инвентарь. Корона, «трон» (высокий красивый стул).
Число участников. Не более пяти-шести человек.
Участие взрослого. Обязательно.
Подготовка. Предварительно взрослый должен узнать историю имени каждого ребенка — его происхождение, что оно означает, узнать о носителе этого имени, о котором можно рассказать детям. Кроме этого, надо изготовить корону и «волшебный стул» — он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы.
Содержание. Взрослый по очереди рассказывает об именах детей в группе. Тот ребенок, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа о его имени он сидит на троне в короне.
Рекомендации. В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Имена тревожных детей лучше называть в середине игры.
В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты их имен (нежные, ласкательные), можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле.