Профилактика речевых нарушений у детей (3 — 4 года)
2 младшая группа
Задачи по профилактике речевых нарушений:
Развитие словаря и фразовой речи.
Развитие речевого слуха, дыхания, основных качеств голоса.
Тренировка основных движений артикуляционного аппарата через специальные упражнения.
Уточнение произношения звука в словах ( А, У, И, О, Э, М, П, Б, Ф, В) и вызов звуков С, Сь, Ль.
Развитие мелкой моторики и речетактильной ритмики (умение одновременно произносить и выполнять упр. пальчиками).
Речевой уровень:
Высокий: Общителен. Речевой контакт устанавливает по своей инициативе со всеми, легко. Высказывается полными развёрнутыми фразами. Все звуки усвоены, речь чистая, понятная (допускаются возрастные несовершенства произношения шипящих и соноров), вступает не только в диалоги, но есть и зачатки монолога (сам по своей инициативе может рассказать из своего опыта, пересказать сказку, рассказать стих).
Средний: В речевой контакт вступает, но требуется время на привыкание. Пользуется развёрнутой фразой (простые предложения). Речь понятна, но с возрастными несовершенствованиями звукопроизношения (смягчение Л, отсутствие шипящих и Р). Артикуляция в норме, подвижность языка несколько ограничена. Освоены основные речевые понятия: понимает о чём идёт речь, на вопросы отвечает (полно и односложно).
Низкий: Речевой контакт очень затруднён (диалог на основе односложных ответов). Речь малопонятна, смазана или «сквозь зубы», очень тихо. Фразовая речь практически отсутствует.
Необходимо срочно посетить специалиста ( невропатолога, дефектолога, логопеда):
- Если речь отсутствует или речь на основе жестов;
- Если речь на уровне 2-3 лет (лепетные, звукоподражательные, «свои» слова);
- Если появились запинки, заикание в речи;
- Если возникли травмы головы, носоглотки, после которых ребёнок замолчал (даже временно) или начал заикаться;
- Если ребёнок постоянно говорит «в нос», гнусавит – возможно, это аденоиды.
1 младшая группа
Задачи по профилактике речевых нарушений:
Накопление и расширение словаря.
Усвоение общепринятых слов.
Развитие фразы.
Развитие речеслухового и речедвигательного анализаторов.
Развитие речевого дыхания, качеств голова.
Развитие мелкой моторики.
Вызов правильного произношения простых согласных и гласных звуков (А, У, И, П, М, Ф, Сь).
Речевой уровень:
Высокий: Ребёнок общителен. Речь – средство общения. Вступает в речевой контакт с любыми людьми. Речь понятна всегда, чистая (допускаются возрастные несовершенства звукопроизношения). С удовольствием повторяет звуки, слова, в полном объёме выполняет любые речевые упр. и задания. Умеет полно выразить свою мысль и желания с помощью целой фразы («Дай мне мячик»; «Там едут машины»). В речи употребляет общепринятые слова.
Средний: Общителен. В контакт вступает (но требуется время на привыкание к новому человеку или обстановке; может общаться по желанию и избирательно). Речь в основном понятна (многие слова из фразы понятны, слова приближены к норме). Повторяет слова, упр. по образцу. Свои мысли и желания выражает фразой, иногда односложно. В речи использует общеупотребительные слова (допустимы возрастные несовершенства звукопроизношения, усечённые сложные слова).
Низкий: Малообщителен («молчун»), речевой контакт затруднён (общается только с близкими), основное общение через жесты. Речь смазана, непонятна, в большом количестве «свои» слова, звукоподражательные слова (вместо КОРОВА – «му» или «мунька»; вместо МАШИНА – «би-би», «бибика», «брррррр»). Слова (слоги) повторяет очень редко, только с мамой.
ПРАВИЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
- Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребёнка. Не перегружайте его речевыми занятиями против его желания: лучше ЗАИНТЕРЕСУЙТЕ его. Речевой материал должен соответствовать возрасту.
- В общении с ребёнком СЛЕДИТЕ ЗА СВОЕЙ РЕЧЬЮ. Говорите с ним не торопясь, звуки и слова произносите ЧЁТКО И ЯСНО, при чтении не забывайте о выразительности. Не понятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно ОБЪЯСНЯЙТЕ РЕБЁНКУ.
- НЕ ПОДДЕЛЫВАЙТЕСЬ ПОД ДЕТСКУЮ РЕЧЬ. Не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами – ЭТО ТОРМОЗИТ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА!
Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка: тактично поправьте его и ДАЙТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОБРАЗЕЦ слова.
- Напоминайте ребёнку, что ГОВОРИТЬ НАДО ЧЁТКО, ВНЯТНО и НЕ СПЕША.
- Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка.
Не забудьте проверить, а понятен ли ему Ваш ответ.
ПОМНИТЕ!
ЕСЛИ РОДИТЕЛИ ЧАСТО ОБЩАЮТСЯ СО СВОИМ РЕБЁНКОМ, ИГРАЮТ С НИМ, ЧИТАЮТ ЕМУ КНИГИ, УЧАТ С НИМ СТИХИ, СКАЗКИ, ОБЩАЮТСЯ С НИМ НА РАВНЫХ, не «сюсюкают» с ним, ТО, ОБЫЧНО, РЕЧЬ ТАКОГО РЕБЁНКА РАЗВИВАЕТСЯ СВОЕВРЕМЕННО И ПРАВИЛЬНО (в соответствии с речевыми возрастными нормами), если, конечно, нет нарушения развития.
Подготовлено на материале сайта rosinka—msh.edu.yar.ru